Президент Российской Федерации Д.А.Медведев и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении наместника монастыря игумена Феофилакта осматривают территорию и храмы монастыря (23 июля 2008 г.).

Заседание Попечительского совета Фонда.
20 октября 2008г.

Заседание Попечительского совета Фонда 17 ноября 2009 г.

Спецпредставитель Президента Российской Федерации  по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа, Председатель Совета директоров ПАО «Газпром», Председатель Совета Фонда В.А.Зубков

 

Основанный в 1656 году патриархом Никоном, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь является уникальным памятником русской духовной культуры и подлинной жемчужиной монастырской архитектуры. Он был выстроен в небывало короткие для своего времени сроки стараниями двух великих деятелей русской истории - царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. Строительству монастыря в условиях интенсивного укрепления самодержавной царской власти придавалось государственное значение.

Новый Иерусалим стал воплощением идеи Патриарха Никона о единении мирового православия и утверждении русского государства как его центра. В соответствии с этим замыслом он основал три обители. Иверский

Богородицкий монастырь на озере Валдай (1652) и Крестный монастырь на острове Кий в Онежской губе Белого моря (1656) образно воспроизводили одноименные монастыри Афона и Палестины.

Воскресенский монастырь был задуман как пространственная икона всей Святой Земли. Более того, сам полуостров в излучине Истры, избранный для строительства обители, представлял собой идеальный постамент для "великой церкви": изгиб реки и очертания холма повторяли подковообразные планы христианской Палестины, словно это место изначально было предуготовано Промыслом Божиим для воплощения замысла Патриарха Никона. Топография ближних окрестностей настолько соответствовала иконописному восприятию палестинских первообразов, что реке, холмам и селениям следовало лишь дать евангельские наименования.

История христианского мира знает немало примеров воспроизведения палестинских святынь. Но только в Новом Иерусалиме образ Святой Земли был воссоздан в полном иконографическом изводе, со всеми местами земной жизни Христа. Эта Русская Палестина с самого начала почиталась как святыня всего православного мира, как особое место благодатного присутствия Божия.

Главный собор Воскресенского мужского монастыря, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, являлся храмом-проповедью, поскольку наряду с иконами, живописью и глубоко символичным изразцовым убранством его украшало множество священных текстов, которые способствовали духовному просвещению богомольцев. Это был единственный храм в России, где каждое воскресение, кроме дней Великого поста, в Кувуклии Гроба Господня совершалось пасхальное богослужение и звучало всерадостное приветствие "Христос Воскресе!".

Новый Иерусалим стал крупнейшим паломническим центром. Десятки тысяч людей приезжали сюда, чтобы поклониться священным подобиям Иерусалимских святынь и принять участие в богослужениях, совершавшихся по особому уставу. Привлекала богомольцев в обитель и высокая духовная жизнь монашествующих. В разное время в Новом Иерусалиме несли послушание такие светильники Русской Православной Церкви, прославленные ныне в лике святых, как святитель Филарет (Амфитеатров; †1857), священномученики Тихон (Никаноров; †1919), Иона (Лазарев; †1937), Серафим (Чичагов; †1937).

Монастырь являлся также важным духовно-культурным центром. В его уникальной библиотеке хранились "Изборник Святослава" 1073 года, "Юрьевское евангелие" (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов и много других ценнейших изданий. Уже во второй половине XVII века усилиями насельников обители в русской литературе и музыке появился целый ряд новый направлений. Многообразие церковно-исторических ценностей, а также богословских и архитектурно-художественных особенностей Нового Иерусалима определило в свое время масштаб его влияния на русское самосознание.

Сегодня Ново-Иерусалимский монастырь благодаря всем, кто внес свою посильную лепту в восстановление святой обители, вновь обрел свое величие, которым он славился в XVII - начале XX в. и которое подобает сокровищнице Вселенского Православия.